На главную
Гостевая книга На слуху Азы науки Практикум Маршруты Коллекция Ex kathedra

Коллекция


Палеомоддинг или Нет предела совершенству


Окрашенная раковина брахиоподы GigantoproductusКоллекционеры, как известно, люди увлекающиеся. За редким экспонатом они готовы лезть в глушь, топь и даже в ковш экскаватора. Страсть коллекционера ведет его в дальние страны и толкает на не совсем понятные окружающим поступки. Но вот образец найден, упакован и привезен. Что же дальше?

Редкий любитель палеонтологии оставит свои находки в необработанном виде, as is, как говорят иностранцы. Большинство же займется препарированием, удаляя лишнюю вмещающую породу, выравнивая матрикс и всякими другими способами улучшая внешний вид образца. Вот об этих-то способах мы и поговорим.

Первый, самый распространенный и доступный, способ постпрепаровальной обработки фоссилий – это, безусловно, лакирование. В зависимости от индивидуальных пристрастий в ход идут самые разные химические соединения и их смеси – от лака для волос "Прелесть" в аэрозольной упаковке до паркетного лака, многокомпонентных коктейлей и прочей экзотики.

Лакирование преследует две цели – повысить прочность хрупкого или пористого образца, и облагородить его внешний вид, заставив перламутр переливаться, а панцирь – блестеть. Иногда, при использовании тонированных лаков, мы имеем нечто среднее между лакированием и окрашиванием.

Раковина аммонита, покрытая тонированным лакомОкрашивание – исключительно декоративный прием. В исторические времена окаменелости нередко покрывали слоем гуаши, сейчас, как правило, используют пигментные добавки к лаковым покрытиям, но задача и в том, и в другом случае одна – сделать окаменелость более заметной на фоне вещающей породы. В редких и особо тяжелых случаях покраске подвергают и полностью освобожденные от породы образцы, к примеру, чтобы повысить их рыночную стоимость в качестве сувенира.

Следующий уровень любителя палеомоддинга – это восстановление утраченных фрагментов образца. Здесь широко используются гипс и всевозможные смеси из тонко помолотой породы и связующих веществ (вроде эпоксидной смолы или клея ПВА). Некоторые любители настолько увлекаются реставрацией, что могут, подобно Жоржу Кювье, восстановить чуть ли не целое животное по одной - двум его косточкам. Правда, в отличие от знаменитого француза, они делают это не в уме, а в гипсе. Особенно распространен такой вид моддинга среди ценителей позвоночных, хотя не исключено, что и встреченный на прилавке аммонит окажется практически полностью выполненным из пластиката. С некоторой долей условности в эту категорию можно отнести даже знаменитый скелет диплодока, выставленный в московском Палеонтологическом музее – ведь он целиком и полностью сделан из гипса.

Выполненные из пластиката раковины аммонитов Не каждый специалист найдет здесь, где заканчивается кость и начинается гипс

Наконец, самый трудный и кропотливый способ восстановления окаменелостей – это их реставрация с использованием частей от других окаменелостей того же или близкого вида. Обычно так поступают с кусками гетероморфным аммонитов, неполными панцирями трилобитов или иглокожими, которые при находке вообще зачастую представляют собой россыпь различных запчастей – члеников, табличек, иголок… Отличить собранный грамотным реставратором образец-"биоконструктор" от полностью сохранившегося – довольно трудная задача.

Закончим это небольшое обозрение забавным случаем, произошедшим несколько лет назад в одном из российских институтов. Восстанавливая сильно эволютную раковину аммонита из набора разрозненных кусочков, препаратор ошибся и приклеил небольшой фрагмент задом наперед. Так как обороты раковины нарастали очень плавно, то в глаза такой "ляп" не бросался и все сначала сошло благополучно. Однако впоследствии палеонтолог, изучавший лопастную линию этого животного, был сильно удивлен тем, что на одном из участков раковины она была развернута в обратную сторону. Молва гласит, что он даже собирался писать монографию об инверсии сутуры аммонитов рода A. на одном из этапов онтогенеза, но недоразумение, по счастью, вовремя разрешилось…


Rambler's Top100

При использовании материалов сайта © MALEUS TEMPORUM ссылка (в интернете – гиперссылка) обязательна.
Разработка сайта: студия аскетичного веб-дизайна Ask-et, графика: Евгения Климова
Узнать больше о проекте или