Вторник, Февраля 02, 2016

10 самых странных причин вымирания динозавров

Что случилось с динозаврами? Уже больше века палеонтологи ломают голову над этим вопросом, придумывая ему подчас весьма неожиданные объяснения.

Динозавры доминировали в наземных экосистемах на протяжении многих миллионов лет. Но их бесспорный эволюционный успех делает тайну вымирания динозавров еще более интригующей. С тех пор, как натуралисты 19 века сделали первые шаги в исследовании ужасных ящеров, палеонтологи заметно продвинулись в этом вопросе. Так, стало понятно, что все существовавшие на тот момент динозавры дружно вымерли около 66 млн лет назад. Это событие сопровождалось интенсивной вулканической деятельностью, глобальными изменениями климата и катастрофическим падением на Землю астероида. Вместе с динозаврами исчезли и многие другие формы жизни...

Но пока ученые выясняли все эти подробности, они успели придумать множество гипотез, выглядящих сегодня довольно неожиданно. С самыми экстравагантными из них мы сейчас и познакомимся.

Яичная диета

Один из палеонтологов начала 20 века, Джордж Виланд, считал, что динозавры обрекли себя на вымирание пристрастием к динозавровым яйцам. По его словам, предки гигантских ящеров вроде Tyrannosaurus "получили первый импульс к приобретению огромных размеров благодаря диете из яиц зауропод". Даже самые заботливые диномамочки не могли сдержать напора хищников, постоянно грабивших гнезда и уничтожавших кладки яиц.

Виланд отмечал, что вараны и змеи также могли внести свой вклад в процесс уничтожения яиц, но все же первую скрипку в нем играли именно динозавры. "Самых главных поедателей динозавровых яиц нам следует искать среди самих динозавров", – писал он в 1925 году. Опубликованные с тех пор исследования подтвердили, что змеи, динозавры и даже млекопитающие охотно употребляли в пищу динозавровые яйца, но даже все вместе они никогда не смогли бы съесть столько яиц, чтобы обречь самих динозавров на вымирание.

Скорлупная болезнь

Германский эксперт по беспозвоночных Генрих Эрбен также искал причины исчезновения динозавров в яйцах. По его мнению, скорлупа, защищавшая эмбрионы динозавров, со временем перестала справляться со своими функциями. В своей статье, опубликованной в 1979 году, профессор Эрбен писал, что в ряде случаев найденная скорлупа динозавровых яиц была слишком толстой, и вряд ли малышам-динозаврикам хватило бы сил пробить ее изнутри. Более того, они бы просто задохнулись под столь мощным слоем защитной оболочки. В то же время другие образцы скорлупок были явно слишком тонкими и непрочными, и способствовали гибели эмбрионов от обезвоживания.

По всей вероятности, предположил Эрбен, какие-то климатические изменения спровоцировали изменение гормонального баланса мамаш-динозаврих, отчего они и стали нести нежизнеспособные яйца. При всем изяществе этой гипотезы она могла служить объяснением вымиранию лишь нескольких видов динозавров, живших в ряде конкретных районов. Ведь патологически измененная скорлупа была явлением отнюдь не глобальным.

Смертельные гормоны

Автором сразу нескольких удивительных гипотез стал венгерский аристократ, шпион и барон Ференц Нопча фон Фельшо-Сильвас. На заре 20 века он предположил, что динозавры вымерли от сокращения пищевых ресурсов. Голод привел ящеров к общей слабости, снижению иммунитета и полового влечения. Однако затем барон резко пересмотрел свои взгляды и стал винить во всем гормональное расстройство.

Согласно поздним представлениям Нопчи, своим гигантским ростом динозавры были обязаны наследственной патологии гипофиза, гормон которого как раз и контролирует рост. В конце концов, полагал ученый, болезнь зашла так далеко, что динозавры стали вырастать до гротескных размеров. Попытка связать человеческие болезни с вымиранием динозавров оказалась остроумной, но непрактичной – никаких доказательств связи вымирания динозавров с проблемами их гипофиза пока так и не обнаружено.

Эволюционный тупик

В переносном смысле "динозавр" зачастую означает нечто косное, устаревшее, глупое или бестолковое. Как ни забавно, но в начале 20 века ученые представляли себе динозавров именно такими – слишком неуклюжими и ограниченными, чтобы выжить. И на полном серьезе считали, что увлекшись гонкой размеров и выработкой жестокости, динозавры не позаботились об остром уме и коммуникативных способностях, после чего вымерли по причине глупости и больших размеров.

Чисто по-человечески понять такой ход мыслей можно – учение Дарвина о естественном отборе в те времена продолжало оставаться модной новинкой и не завоевало еще сегодняшнего безоговорочного признания. Поэтому палеонтологи особо не церемонились с динозаврами. Некоторые даже сомневались, что те могли издавать хоть какие-то звуки. Но со временем ученые осознали свою ошибку и от этой гипотезы отказались.

Слишком много мужчин

Впрочем, некоторые современные ученые вполне способны поспорить в остроумии с натуралистами прошлых веков. Так, исследователь бесплодия Шерман Зильбер настойчиво проталкивает свою гипотезу о том, что динозавры вымерли из-за того, что не могли находить себе подходящую пару для размножения.

Как известно, у крокодилов и аллигаторов внешние условия, в том числе и температурный режим, оказывают влияние на пол вылупляющихся из яиц детенышей. Поскольку вымирание динозавров совпадает с глобальными климатическими изменениями, то все или почти все рождавшиеся тогда динозаврики были одного пола, говорит Зильберт. Поводов возразить ему предостаточно – от того, что влияние температуры на пол детенышей у динозавров не доказано (да и вряд ли когда-нибудь будет доказано), до того, что приводимые им в пример крокодилы и аллигаторы роковой рубеж в 66 млн лет преодолели более чем успешно.

Гусеницы

В бою между гусеницей и трицератопсом исход очевиден. Но в 1962 году энтомолог Стэнли Фландерс предположил, что гусеницы первых бабочек и молей могли быстро и эффективно лишить растительности типичный мезозойский пейзаж. Травоядных динозавров при этом ждал голод, а спустя некоторое время от него же издохли бы и хищные ящеры.

Опровергли гипотезу Фландерса полное отсутствие упоминаний о подобной экологической катастрофе в летописи окаменелостей и тот факт, что бабочки и динозавры мирно жили бок о бок на протяжении миллионов лет.

Катаракта

В некоторых случаях представления о причинах вымирания динозавров тесно связаны с личным опытом конкретных людей. Так, например, британский офтальмолог Лоренс Крофт в 1982 году предположил, что проблемой, стоившей динозаврам жизни, было плохое зрение.

В теплом климате и при ярком солнечном свете катаракта развивается чаще и быстрее, чем в холодном. Поэтому, считал Крофт, причудливые рога и гребни над глазами динозавры отращивали себе для защиты от беспощадного мезозойского солнца. Но это их не спасало, и они в массе своей слепли, так не успев достигнуть половой зрелости. Слабых сторон у этой гипотезы больше, чем сильных, так что она была довольно быстро списана в научный утиль.

Вспышка сверхновой звезды

Незадолго до того, как практически всемирное признание завоевала импактная гипотеза, в ходу было еще одно объяснение вымирания динозавров космическими факторами. В 1971 году физик Уоллес Такер и палеонтолог Дейл Рассел предположили, что примерно в конце мелового периода где-то в окрестностях Земли произошел взрыв сверхновой. Такер и Рассел рассчитали, что последовавшая за ним бомбардировка верхних слоев атмосферы рентгеновскими лучами и другими видами излучения быстро изменила климат, в результате чего температура на Земле резко упала.

Однако до сих пор астрономы не смогли найти никаких доказательств подобного ЧП космического масштаба, произошедшего в нашем секторе Галактики 66 миллионов лет назад.

Вторжение чужих

Отсутствие непосредственных следов существования наших «братьев по разуму» не позволяет относиться к этой гипотезе серьезно. Однако в середине прошлого века находки нескольких черепов ископаемых животных с явно чужеродными ровными сквозными отверстиями в костях заставило энтузиастов увидеть в них последствия применения лазерного оружия, находившегося в руках (или лапах? или даже щупальцах?) внеземных носителей разума.

Со временем подозрительные дырки в черепах были объявлены патологическими свищами, пришельцы из науки торжественно изгнаны, и сегодня лишь редкие уфологи верят, что динозавров истребили "зеленые человечки", расчищавшие площадку для создания человеческой расы.

Кишечные газы

Также, как и предыдущая, идея о летальном воздействии кишечных газов на динозавров никогда не рассматривалась наукой. Однако она имеет право на свое место в этом перечне, поскольку является следствием неправильно понятной вполне научной статьи.

В 2012 году палеонтолог Дэвид Уилкинсон и его коллеги попытались подсчитать, сколько газа производили огромные травоядные зауроподы. Выходило, что годового объема произведенного динозаврами метана было бы вполне достаточно для глобальных изменений климата. Ни слова о кишечных газах как причине вымирания Уилкинсон не говорил, и не писал. Однако свежесть идеи оказалась столь притягательной для журналистов, что множество СМИ поспешило рассказать, как динозавры самостоятельно уморили себя ядовитыми газами.

По материалам блога Брайана Свитека на Smithsonian.com