Воскресенье, Сентября 25, 2016

Доисторические животные – нелепые и смешные

Палеонтология не является точной наукой. Разумеется, так можно сказать и о многих других науках, но все же когда вы имеете дело лишь с горкой костей, торчащих из земли, шансов допустить ошибку оказывается великое множество. Иногда в прошлом палеонтологи "изобретали" таких доисторических созданий, что они были больше похожи на ночные кошмары авторов Маппет-шоу, чем на нормальных животных. Вот несколько таких примеров.

Ужасный плотоядный слон

Самым страшным в мастодонте является, пожалуй, его название. Но это только если вы не живете в 18 веке. Палеонтологи той эпохи были уверены, что мастодонт – кровожадный хищник, испытывавший неутолимый голод при виде человеческой плоти. Посудите сами, ведь у известных вегетарианцев – слонов и мамонтов – зубы плоские, очень удобные для перетирания растительной биомассы, а у мастодонта они острые и зазубренные, чем-то напоминаюшие пилу. Вот ученые и решили, что зубы мастодонтов представляют собой идеальный инструмент для измельчения мяса и дробления костей. Буйное воображение ранних палеонтологов немедленно дорисовало мастодонтам острые когти и тигриную ловкость, благодаря которым они правили американским континентом, наводя на окружающих страх и ужас.

"Леса были опустошены их трапезами, стоны животных доносились отовсюду и целые деревни людей бывали уничтожены в одно мгновение", – описывает повадки мастодонтов один из анонимных популяризаторов науки того времени. Удивительно, как много он узнал, располагая лишь костями.

Американцы эпохи колонизации не случайно верили в плотоядного мастодонта. В отличие от Азии и Африки, в Северной Америке практически отсутствовали особо опасные животные вроде львов и носорогов. Это обстоятельство даже стало поводом для насмешек натуралистов всего мира. Открытие мастодонта оказалось отличным поводом восстановить национальную гордость – ведь этот хоботный монстр был так порочен и свиреп, что даже фундаментальные законы биологии не могли смирить его жажду крови. Томас Джефферсон поручил экспедиции Льюиса и Кларка секретное задание – найти живых мастодонтов и уничтоженные ими деревни на неизведанных просторах дальнего Запада. В те же годы скелет мастодонта в Филадельфийском музее был немного доработан – чтобы выглядеть агрессивнее, его бивни развернули вниз наподобие клыков саблезубого тигра.

Современные палеонтологи уже не считают зубы мастодонтов зловещими орудиями убийства. По их мнению, зубы мастодонтов предназначены для пережевывания мягких ветвей и листьев деревьев, и потому отличаются от мамонтовых и слоновых, предназначенных для перетирания травы. Что касается когтей, то их так и не нашли.

Летающий стегозавр

С тех пор, как остатки стегозавра были впервые обнаружены в 1877 году, ученые пытались объяснить, для чего предназначены спинные пластины этого ящера. Сначала считалось, что они лежали на теле плашмя, как броня прикрывая уязвимые бока животного. Реконструкция, согласно которой стегозавр был покрыт пластинами, как крыша черепицей, и дала ему собственное название (Stegosaurus переводится как "крышеящер").

Это было довольно логичное предположение, но уже через несколько лет палеонтологи решили располагать эти пластины вертикально. Для таких решительных мер требовались убедительные аргументы. Зачем были нужны ящерам эти пластины? Для защиты? Для контроля температуры тела? В 20-е годы прошлого века большой энтузиаст палеонтологии доктор Баллу (W. H. Ballou) опубликовал в Ogden Standard-Examiner статью, в которой утверждал что вертикально стоящие спинные пластины могли опускаться горизонтально, образуя "планирующие поверхности, очень похожие на современные самолеты".

Ну конечно же, все, что нужно было для полета пятитонному тяжеловесу – это раскрыть крылья, оттолкнуться от скалы и изящно проплыть в небе юрского периода. Чтобы еще надежнее обосновать эту безумную картину, Баллу заявил, что стегозавры были прямыми предками современных птиц, а птичьи крылья происходят от спинных пластин стегозавров.

При всей своей абсурдности, "Цирк летающих стегозавров Баллу" явно вдохновил известного писателя Эдгара Берроуза, в книге которого "Тарзан у земного ядра" терроризировавший исследователей стегозавр действительно слетал к ним со скалы.

Динозавры с дополнительными мозгами

Динозавры, несомненно, были огромными. Но предположение о том, что некоторым из них был необходим дополнительный мозг, чтобы заставить работать собственную задницу, все же выглядит незаслуженным оскорблением.

Все началось со стегозавра, позвоночник которого в районе задних конечностей расширялся, образуя объемистую полость. Ничтоже сумняшеся палеонтологи прошлого решили, что перед ними – "череп" для дополнительного мозга, который якобы контролировал заднюю половину тела. Когда аналогичные конструкции были встречены и у других крупных динозавров, ученые окончательно уверились в том, что крестцовый мозг выполнял в нервной системе древних ящеров функцию второго тепловоза, поставленного в середину состава для его лучшей управляемости.

Усомниться в эволюционной целесообразности двухголовости или, как минимум, двухмозговости, заставили палеонтологов птицы. У многих из них в районе таза имеется точно такое же расширение, что и у динозавров, только заполнено оно не мозгами, а тканями, богатыми питательными веществами. Сегодня палеонтологи полагают, что скорее всего, и у древних ящеров там хранился не второй мозг, а припасы на черный день. Однако обидное прозвище "двудум" сохранилось за ни в чем не повинным диплодоком до наших дней.

Проблема заключается в том, что устаревшие взгляды на устройство динозавра надолго прописались в научно-популярной литературе. Более того, они там старательно насаждаются и по сей день. Совсем недавно в сериале "Битва динозавров" (Clash of the Dinosaurs), снятом Discovery Channel, комментарий палеонтолога Мэтта Веделя был нарезан редакторами таким образом, словно ученый поддерживает идею о двух мозгах древних ящеров. Только после его жалобы телеканал восстановил исходный смысл слов эксперта, но тысячи зрителей уже ознакомились с фальшивым комментарием...

Панк-диметродон

Самым заметным в диметродоне был его парус – складка кожи, натянутая на удлиненные остистые отростки спинных позвонков. Но этот парус ученые придумали не сразу, и на первых порах диметродона изображали этаким панком с "ирокезом" на спине.

В 1911 году немецкий палеонтолог Отто Йекель предположил, что позвоночные шипы диметродона защищали его от интереса со стороны хищников. По его мнению, это животное было гигантским аналогом современного ежа. Затем Йекель двинулся в своих рассуждениях дальше, и пришел к выводу, что диметродон мог сворачиваться в спираль, а его острые спинные шипы торчали во все стороны.

У диметродона был растительноядный кузен эдафозавр, отростки позвонков которого несли шипы второго порядка, расположенные горизонтально. Ранняя реконструкция этого существа до сих пор украшает собой стену Берлинского аквариума. Один из основоположников американской палеонтологии Эдвард Коуп на полном серьезе утверждал, что ветвящиеся спинные шипы были камуфляжем, посредством которого эдафозавр сливался с подлеском в целях маскировки.

Идею паруса, уже существовавшую в то время, Коуп развил до неузнаваемости – согласно другой его гипотезе, каждый спинной шип эдафозавра нес собственный парус, и такой многомачтовый ящер бороздил тихую поверхность пермских озер даже при самом легком бризе.

Объяснить все эти смешные и нелепые реконструкции можно довольно легко – в те наивные времена и кокаин, и героин продавались совершенно легально.

Современные реконструкции тоже могут оказаться смешными

На большинстве новых реконструкций динозавры выглядят как собственные скелеты, обтянутые небольшим количеством мяса и кожи. По живущим сегодня животным мы знаем, что это совершенно невероятно. "Реконструировав" таким образом лебедя, мы получим ужасного хищника с кошмарными серповидными лапами. Но у нас, к сожалению, пока почти нет возможности узнать о таких деталях внешности динозавров, как их перья, наросты и хоботы.

Поэтому подтянутые и страшные машины для убийства, показанные в "Парке юрского периода", скорее всего, никогда не существовали в природе. Их прототипы могли ходить вразвалку, топорщить хохолки или раздувать горловые мешки... А палеонтологи будущего, скорее всего, будут с удовольствием хихикать над творениями сегодняшних палеореконструкторов.

По материалам Cracked.com