Вторник, Октября 01, 2013

Самый первый трилобит

Кто и когда описал первого трилобита? Где произошло это событие? И конечно – к какому виду принадлежит эта замечательная окаменелость?

В прошлом научные журналы были гораздо внимательнее к письмам экспериментаторов и коллекционеров, чем сегодня. Стена между специалистами и любителями еще не была построена и, теоретически, все грамотные люди имели право участвовать в научных дискуссиях. Одним из таких людей был преподобный Эдвард Ллуйд (Edward Lhwyd, встречаются также варианты написания фамилии Lhuyd, Lhwid и Lloyd), незаконнорожденный сын одного из мелких валлийских дворян. Он занимал пост хранителя коллекций музея Эшмола в Оксфорде должность неоплачиваемую, но уважаемую в научном сообществе. В томе "Философских трудов Королевского общества" за 1698 год была опубликована часть письма Ллуйда о найденных им "фигурных камнях", или, как мы называем их сегодня, окаменелостях.

Во время своей поездки в юго-западный Уэльс, в окрестностях замка Диневур в Лландейло музейный хранитель собрал коллекцию окаменелостей, поместив их изображения на гравюрах. Рисунок образца под номером 15 из этого собрания несомненно является трилобитом, хотя сам первооткрыватель принял его за камбалу. В описании к рисунку он пишет: "мы обнаружили их великое множество, без сомнения, относящихся к скелетам плоских рыб" (flat Fish – "плоская рыба", так у Ллуйда. Flatfish – камбала). В настоящее время этого трилобита относят к виду Ogygiocarella debuchii. Стоит отметить, что в работе ученого упоминается еще один трилобит Trinucleus fimbriatum, принятый автором за три сросшихся ореха. Спустя полтора века знаменитый британский геолог Родерик Мурчисон отнес горные породы, выходящие на дневную поверхность в Лландейло, к нижней части выделенного им силурийского периода. Сегодня они датируются возрастом в 461-463 млн лет, что всего на 10 млн лет позже времени выхода на сушу первых зеленых растений и примерно за 100 млн лет до того, как по карбоновым лесам принялись ползать всем известные тараканы.

Литография Ллуйда с изображением трилобита из Лландейло

Сегодня любой человек, хоть немного знающий об окаменелостях, отнес бы этих животных скорее к креветкам, чем к палтусам. Однако в распоряжении Ллуйда не было опыта сотен лет палеонтологических исследований, как у нас с вами, и он даже не мечтал о тысячах богато иллюстрированных и легко доступных книг. Прошло еще столетие до появления самого термина "трилобит", и лишь во времена Мурчисона научный мир понял, что трилобиты не имеют отношения к креветкам, палтусам и устрицам (да-да, была и такая гипотеза), а представляют собой самостоятельную группу членистоногих.

Безусловной заслугой Ллуйда является то, что он признал трилобитов из Лландейло заслуживающими научной публикации, и сопроводил ее замечательными картинками. В результате именно его письмо содержит первую в истории научную иллюстрацию, изображающую трилобита. Однако "открыл" трилобитов вовсе не он, что бы ни писали по этому поводу в некоторых научно-популярных изданиях. Вообще мы всегда должны с подозрением относиться к любым историям о том, что кто-то первым обнаружил тот или иной ископаемый вид. Трилобиты чрезвычайно распространенные окаменелости и их довольно легко найти просто лежащими на поверхности во многих регионах земного шара. Наши предки были отлично знакомы с ископаемыми, и как правило понимали, что окаменелости прежде были вполне живыми существами. Поэтому утверждение о том, что некто первым нашел то или иное ископаемое, означает обычно, что он просто стал автором первого научного описания. Иллюстрация Ллуйда является, безусловно, самым настоящим описанием, но это далеко не первое описание трилобитов из тех, что нам известны.

Никто не может сказать, когда люди заметили, что окаменелости отличаются от вмещающей их породы. Очевидно, это было очень давно. Первым шагом в изготовлении каменных орудий является тщательное изучение камней, так что вполне возможно, что наши предки знали о заключенных в камень органических остатках еще миллионы лет назад. В частности, первые отпрепарированные трилобиты известны нам из французского департамента Йонн, а их возраст насчитывает 15 тысяч лет. В 1880-х годах, когда археологи изучали пещеры Центральной Франции в поисках артефактов и наскальной живописи, они обнаружили освобожденных от породы трилобитов со специально проделанными в них отверстиями, позволявшими носить окаменелости наподобие кулонов. Пещера, в которой была сделана эта находка, получила название Грота трилобитов (Grotte du Trilobite) и известна также наскальными изображениями мамонтов и шерстистых носорогов. Поскольку, превращая трилобитов в украшения, древние авторы не заботились о сохранности, определить вид пошедших на кулоны окаменелостей сегодня невозможно. Геологи уверенны, что эти трилобиты никогда не водились в самом Йонне, и были доставлены сюда издалека.

Наскальное изображение трилобита. Юта, США.

В 1860 году американские охотники за ископаемыми обнаружили богатейшие местонахождения трилобитов в штате Юта. Однако местные индейцы знали о них на протяжении невообразимого числа лет. Когда в 1931 году по пустыням Юты путешествовал Фрэнк Беквич, он сфотографировал петроглифы, скорее всего изображающие трилобитов. А изучая индейские захоронения, нашел целое ожерелье из этих окаменелостей. По словам индейцев, прежде такие ожерелья носили для защиты от пуль и болезней. Примечательно, что индейское название трилобитов переводится с их языка как "маленький водяной жук в камне", указывая на осознание органической природы окаменелостей. Позже стало известно, что трилобитов пускали на амулеты индейцы нагорья Большой Бассейн и Британской Колумбии, а также аборигены Австралии.

Что касается письменных описаний трилобитов, то они, возможно, имелись уже в третьем веке до нашей эры, и совершенно точно известны с четвертого века нашей эры. В большинстве древних литератур встречаются так называемые лапидарии каталоги драгоценных камней, минералов, и советы по их применению в магии и медицине. В большинстве лапидарий попадаются описания окаменелостей, а одна из них трактат Теофраста "Об окаменелостях" была посвящена им полностью. К сожалению, эта книга не сохранилась до наших дней, и от нее остались лишь отдельные цитаты, включенные в сочинения других авторов. По мнению испанских геологов Эладио Линана (Eladio Liñán) и Родольфо Гозало (Rodolfo Gozalo), фигурирующие в лапидариях под названиями "скорпионий камень" и "жучиный камень" объекты вполне могут быть интерпретированы как трилобиты.

Ogygiocarella debuchii

Труднее узнать трилобитов в китайских трактатах. Так, написанный примерно в 300 году нашей эры даосом и мастером фэншуй Го Пу словарь комментариев упоминает трилобитов как окаменевших летучих мышей. Дело в том, что шипы, расходящиеся от пигидия одного из них, напоминают тонкие кости крыла рукокрылых.

Однако все эти факты не могут приуменьшить значения работы Ллуйда для истории палеонтологии. В те времена западная концепция науки находилась в процессе становления, а найденные Ллуйдом окаменелости были не случайно подмеченной игрой природы, а самостоятельным объектом исследования, ради которого он и отправился в свое путешествие. Более того, в поездку Ллуйд специально взял художника, задачей которого было оперативное создание иллюстраций. И, наконец, ученый собрал описанные окаменелости и отвез коллекцию в музей Эшмола, где они были доступны другим исследователям.

"Старый трилобит" из коллекции Ллуйда

Что касается того самого "номера пятнадцать", то пока не ясно, сохранился ли этот образец. Нынешние кураторы музея нашли в коллекциях несколько образцов Ллуйда, и среди них одного из старых трилобитов, напоминающих рисунок из статьи 17 века. К сожалению, однозначно идентифицировать его как трилобита, привезенного Ллуйдом из Лландейло, не представляется возможным. Хотя и очень хочется в это поверить.

По материалам блога Джона Маккея