Четверг, Сентября 15, 2016

Из истории палеонтологических мистификаций: раздражающий Irritator

Любые фальсификации наносят вред науке, отнимая время и усилия, затрачиваемые на их разоблачение.

Счастливым исключением в этом правиле является Irritator – хищный южноамериканский теропод, превращенный в птерозавра "черными палеонтологами".

Бразильская формация Santana славится богатой ископаемой фауной со времен своего открытия в 19 веке. Там были найдены одни из самых необычных птерозавров, а прекрасно сохранившиеся окаменевшие рыбы можно встретить в коллекциях любителей палеонтологии по всему миру.

С 1973 года торговля ископаемыми в Бразилии запрещена, но это привело лишь к уходу рынка окаменелостей в тень. Теперь хорошо сохранившийся экземпляр рыбы Cladocyclus оценивается в 5000 фунтов, из которых нашедшему ее охотнику за ископаемыми достанется в лучшем случае 6 фунтов. Все остальное разделят между собой перекупщики, коррупционеры и контрабандисты.

Благодаря усилиям последних в одном из немецких музеев некоторое время назад появился необычный череп птерозавра. Ученых сразу же заинтересовали удлиненная морда животного со сжатым с боков кончиком и другие нетипичные для птерозавров черты строения. Удивительным черепом занялся признанный эксперт по фауне бразильского мезозоя, доктор Дэвид Мартилл из Портсмутского университета.

При внимательном изучении черепа Мартилл обратил внимание на ряд несоответствий – например, толщина черепных костей совсем не подходила легким птерозаврам, зубы крылатого ящера также выглядели довольно странно. Доктор заподозрил подделку и, чтобы разоблачить ее, предпринял новое глубокое препарирование черепа. Как оказалось, удививший ученых кончик морды был изготовлен из постороннего костного материала путем склеивания, а образовавшиеся при сборке этого биоконструктора полости неизвестный мистификатор заполнил автомобильной шпатлевкой Isopon.

После тщательной очистки черепа и удаления лишних костей перед учеными предстал первый в истории череп динозавра из формации Santana. Он обладал настолько уникальными чертами строения, что сперва Мартилл собрался отнести его к рыбоядным , однако затем выяснилось, что диета нового вида динозавров была более широкой. Напоминающий формой головы крокодила динозавр получил название Irritator, то есть "раздражающий", "провоцирующий", в память о трудном процессе препарирования плотного твердого известняка, в котором находились кости, и общего скандального впечатления, произведенного им на ученых.

Судя по всему, предприимчивые бразильские палеодельцы намеренно придали собранному ими черепу "птерозавра" причудливую форму, чтобы получить наибольшую прибыль. Но в данном случае, к счастью, раздражение от столкновения с подделкой было полностью компенсировано радостью от открытия нового вида динозавров.

По материалам Science 2.0