Пятница, Августа 16, 2013
Поиск по сайту
Поддержать Maleus
Сбор средств на хостинг, дизайн и печеньки
Сбор средств на хостинг, дизайн и печеньки
руб.
счёт 410011162761837.



Счетчики

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Глазами палеонтолога

Maleus temporum продолжает цикл материалов, рассказывающих о профессионалах-палеонтологах. Сегодня нашим гостем стал преподаватель палеонтологии, доцент, кандидат геолого-минералогических наук, ответственный секретарь журнала "Вестник МГУ. Серия 4. Геология" Руслан Рустемович Габдуллин.

 

Старый стереотип профессора палеонтологии – это такой старичок, потерявшийся во времени и бредящий только своими каменными костями. Более новый стереотип – подтянутый и успешный мужчина, один за другим открывающий новые виды динозавров и не вылезающий из экспедиций. Руслан Рустемович, расскажите, а как на самом деле выглядит сегодня преподаватель палеонтологии?

Сказать по правде, я – не преподаватель палеонтологии, а преподаватель исторической геологии с основами палеонтологии. И это логично: как мы можем говорить об истории Земли без знания окаменелостей?

Действительно за последнее время жизнь и многие стереотипы в нашей стране сильно поменялись, но я бы сказал, что возраст делу не помеха, главное – душою не окаменеть. Возраст преподавателей в МГУ самый разный: у нас преподают и стар и млад. Все люди разные, есть среди нас и почти чистые теоретики, и глубокие практики.

Я бы хотел видеть преподавателя палеонтологии или, возьмем шире – геологии, действительно "подтянутым и успешным", сочетающим академическую науку с ее практическим приложением. Этаким в хорошем смысле "Индианой Джонсом", который может днями жить в библиотеке, а потом поехать на край земли навстречу неизведанному. Современный преподаватель должен владеть самыми новыми "девайсами", водить машину, знать иностранные языки.

На мой взгляд, вполне логично работать по договорам с геологическими организациями, применять там свои знания и навыки, одновременно подпитываясь новыми впечатлениями. Век живи, век учись, как говорится. Это, кстати, упрощает организацию производственных практик для студентов и их будущее трудоустройство. Также там можно собрать оригинальный материал для статей, книг, диссертаций. Более того, ты испытываешь удовлетворение, что твоя работа пошла на благо страны – поможет в строительстве или поиске и добыче полезных ископаемых.

Студенческая жизнь – это постоянная борьба с преподавателями. Все мы помним "помощников" студентов шпаргалки, отмазки, отработки и взятки. Есть ли у будущих палеонтологов какое-то тайное оружие, уникальные приспособления, собственные военные хитрости?

Форма контроля усвоения знаний в университете довольна традиционна. Помимо контрольных, коллоквиумов, курсовых, зачетов и экзаменов придумать что-либо сложно, да, наверное, и не стоит. Другое дело, как и в какой форме их проводить. Не секрет, что геолог, палеонтолог должен уметь определять, как говорят на слэнге, "камни" и "дохлости". Поэтому на контрольной или зачете студенту предлагается идентифицировать минерал или горную породу, определить таксон ископаемых животных или растений. При этом никто не знает, какие "камни" кому попадутся. И тут шпаргалкой не отделаешься.

Многие студенты сейчас прибегают к использованию беспроводных гарнитур, однако они выглядят как зомби и это сразу же бросается в глаза. Еще бы – сидит человек, разговаривает сам с собой, даже не слышит, что к нему подошел преподаватель и стоит "у него над ухом" уже пару минут. Это сразу видно, и у меня для таких случаев всегда есть, что противопоставить научно-техническому прогрессу. Поскольку пока микрокамеры еще не устанавливают, достаточно показать такому студенту карту, ракушку или камень и задать конкретный вопрос. Тут как правило и выясняется, что на прямые вопросы наш "киборг" ответить не в состоянии.

Сейчас выходит много книг о динозаврах и других древних животных. Что бы вы порекомендовали почитать своим студентам и вообще всем, кто интересуется палеонтологией?

Начинать, конечно, стоит с классических учебников, например, Бондаренко и Михайловой, или Обручева, или даже Давиташвили, хотя этот последний уже изрядно устарел. Однако систематический подход и обилие фактического материала делают даже старые пособия вполне пригодными для первоначального знакомства с предметом. Ну а после выбора специализации все равно придется постоянно следить за прогрессом – ведь громкие открытия и смелые гипотезы появляются по несколько раз в год.

В ближайшее время, если никакой астероид на нас не упадет, на рынке появится серия моих книг и книг с моим участием, которая будет интересна самой широкой аудитории от школьника до студента и от неспециалиста до специалиста. Однако пока я раскрывать все карты не буду, поскольку верю в приметы.

На днях вышедшая в издательстве "ОлмаМедиа Групп" моя книга "Динозавры" отличается от множества аналогичных книг своей необычной формой – треугольной, также она раскладывается, что вызовет интерес у детей. Правда, это не "настоящий трансформер" и не превратится в динозавра. В книге использованы иллюстрации талантливого художника Сергея Красовского, на которые "положила" мой текст создатель множества действительно хороших книг – редактор Анна Ратина. Хочу сразу сказать, что помимо классики палеонтологии – тираннозавра или трицератопса, в ней есть и совсем новые, «не растиражированные» ящеры. Кроме того, некоторые из них нарисованы только Сергеем Красовским и больше вы их изображений не увидите.

Что вы посоветуете своим будущим студентам – абитуре? Что учить, на что обращать внимание, из-за чего чаще всего выгоняют студентов с геофака?

Я бы не сказал, что с геологического факультета МГУ выгоняют только за что-то особенное, "глубоко геологическое". Просто здесь много специализированных дисциплин и если студент их не освоит, то ничего хорошего его не ждет. Но на самом деле, как и везде основной "отсев" происходит на первом курсе только по двум причинам: во-первых, студенты сразу делятся на тех, кто учится, и на тех, кто не хочет учиться; а, во-вторых, на первом курсе много общих предметов, таких как высшая математика, физика, химия. Ведь поступить в университет – вовсе не означает его окончить. Да и уровень преподавания в разных школах не одинаковый.

Помню, что и мне на первом курсе нелегко давались математика и физика. Потом чисто «геологические» предметы шли намного легче, просто потому что они по специальности. Но без базовых знаний, которые формируются на первом курсе при помощи все тех же физики, химии и математики, невозможно постичь всю природу, сущность геологических процессов. Именно поэтому данные предметы и стоят в программе. Кстати в учебном курсе никогда нет ничего лишнего и ненужного, как это часто кажется некоторым студентам.

Обидно видеть и слышать, что некоторые студенты не знают, казалось бы, простых и элементарных вещей. Они считают, что сдать предмет – это означает его полностью забыть. Я это называю "отформатировать головной мозг" как будто удалили с флэшки фильм, который уже просмотрели. Они почему-то считают, что "все знать не нужно и нельзя" и что можно "все прогуглить", наивно забывая, что окажись они в тайге с медведями (например, в результате крушения самолета или же просто заблудившись на отдыхе или на производственной практике) – то там Сети не будет и спросить у "гугла" не получиться. Вот и выходит, что незнание того, какого цвета северный конец стрелки компаса, неумение ориентироваться на местности может в экстремальной ситуации стоить им жизни. Обратите внимание, что главный герой сериала "Выжить любой ценой" Беар Гриллс решает все проблемы не столько своей сноровкой и силой, сколько знаниями и без всякого джи-пи-эса, телефона или другого девайса.

В общем, учить надо все, чему учат в школе. Естественно, если вам палеонтология интересна, то было бы неплохо найти кружки, клубы при детских центрах, музеях, если есть такая возможность… Или заниматься самообразованием. Такие школьники уже к средней школе говорят по-латыни, знают названия доисторических существ, определяют «камни», не путая кварц с кальцитом...

 


 

Многие работы нашего собеседника можно прочесть в Интернете. Они, в частности, выложены на сайте ResearchGate под авторством Ruslan Gabdullin и доступны всем желающим после простой регистрации. Также с рядом трудов можно ознакомиться в АИС-НАУКА МГУ "ИСТИНА".


 

Комментарии 

 
#1 oleg 01.08.2013 17:04
здравствуйте. мы нашли череп неизвестного животного. есть видео. только как вам показать я не знаю. самим тоже интересно что это такое. если вас заинтересует дайте знать. досвидание!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Paleonews.ru

Maleus ВКонтакте