Воскресенье, Декабря 06, 2015
Поиск по сайту
Поддержать Maleus
Сбор средств на хостинг, дизайн и печеньки
Сбор средств на хостинг, дизайн и печеньки
руб.
счёт 410011162761837.



Счетчики

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Исповедь верующего палеонтолога

Истории взаимоотношений науки и религии известно немало тяжелых моментов. Но доктор палеонтологии Кембриджского университета Роберт Эшер уверен, что эти две стороны все же могут найти общий язык.

Эмпирический ответ на вопрос "может ли ученый верить в Бога?" достаточно прост: да. Верующие ученые на самом деле являются довольно распространенным явлением. Тем не менее, многих людей продолжает занимать вопрос о том, насколько разумна и рациональна вера в Бога. Здесь нужно определиться с тем, что подразумевается под словом "вера".

Если речь идет о всемогущем человекоподобном существе, которое вмешивается в законы природы и творит чудеса, подобно механику, ремонтирующему сломавшуюся машину, то я бы сказал, что такая вера не является разумной. Принимая во внимание наши знания о мире и действуя на основании методологий, от которых мы зависим практически во всех аспектах своей жизни, будет нерационально думать, что звезды висят на металлическом куполе небес, что Земле 6000 лет, что девственница может иметь сыновей и что разложившиеся трупы могут вернуться к жизни.

Большинство тех, кто исповедует сегодня какую-либо религию, способны примириться с несовместимостью некоторых библейских требований и тем, что они знают о нашем мире. Как блаженный Августин в 4 веке, они понимают, что в конфликте между нашей интерпретацией опосредованных человеком религиозных текстов и нашим пониманием законов природы изменяться приходится первым, а не последним.

Соответственно, многие согласятся с тем, что "чудо", представляющее собой спонтанный сбой в работе законов природы, на самом деле представляет собой порождение невежества, а не что-то присущее событию или объекту.

Например, в 16 веке ацтеки совершили ошибку, приняв за чудо испанских пикинеров на лошадях. Наряду с оспой это привело к уничтожению их цивилизации. Почитание явлений, кажущихся сегодня необъяснимыми, заставляет нас совершать ту же ошибку. С другой стороны, наши знания об эрозии не делают менее величественной панораму Гранд Каньона, а вино не становится менее сладким из-за наших знаний о процессах брожения. На мой взгляд, существование законов природы и самого рационального мировоззрения являются законным основанием для поклонения, а их игнорирование – нет.

Чарльз Дарвин иногда изображается как светоч атеизма, потому что в свое время он сформулировал механизм, не позволяющий человечеству претендовать на отсутствие связи с животным миром. Мы животные – очень своеобразные, конечно, но, тем не менее, животные. Если ваша религия говорит обратное, то, по крайней мере в некоторые деталях, это неправильно. Здесь следует отметить, что сам Дарвин в "Происхождении видов" писал буквально следующее: "Я не вижу оснований, почему мнения, приведенные в этой книге, должны шокировать чьи-нибудь религиозные чувства" (1860, с. 482). В письме, написанном в 1879 году, он отмечает, что "мне кажется абсурдным сомневаться, что человек может быть горячим теистом и эволюционистом... В моих самых крайних колебаниях я никогда не был атеистом в смысле отрицания существования Бога". К концу своей жизни Дарвин, видимо, не верил в персонифицированного Бога и не принимал типичного для христиан объяснения существования страданий. Однако приведенные выше цитаты дезавуируют любые попытки выставить "Происхождение видов" обоснованием атеизма.

Вопреки широко распространенному мнению, дарвиновское учение об эволюции не касается вопросов происхождения жизни или существования Бога, сосредотачиваясь лишь на возникновении разнообразия форм жизни. Это заблуждение зачастую мешает оценить, насколько на самом деле убедительны доказательства этой теории. Дарвин предсказал множество открытий, сделанных впоследствии в палеонтологической летописи, биологии и анатомии.

В своей книге "Эволюция и вера: Исповедь верующего палеонтолога" я рассматриваю, как наука подтвердила правильность теории Дарвина в ее основных положениях, и описываю, как происходило усложнение жизни в результате природных процессов. Хотя я считаю, что эти процессы не были связаны с непосредственным вмешательством человекоподобного хозяина, я в то же время не отрицаю существования Бога. На мой взгляд, объяснять атеизм пониманием законов природы – это примерно то же самое, что утверждать, что Томаса Эдисона никогда не существовало, потому что мы понимаем природу электричества. В моей книге я повторяю собственные слова Дарвина о том, что его теория описывает механизм, благодаря которому жизнь стала разнообразной, и который не требует для выполнения этой задачи "закулисной" деятельности неких сущностей. Эволюционная биология наряду с другими естественными науками вступает в противоречие с предрассудками и суевериями, но не мешает вере в Бога.

Один из вызовов, стоящих перед современным обществом, заключается в том, чтобы честно признать существование конфликта между религией и научной грамотностью, а также помочь провести границу между верой и суеверием. В случае с христианством хорошей отправной точкой станет определение очевидной доброжелательности Священного Писания. Например, оно запрещает клевету (Мф;15), предписывает смирение (Рим;3) и правдивость (Мф;5). Эти отрывки не менее возвышены, чем другие, оправдывающие змееношение (Мк;16), женоненавистничество и первородство (Втор;21). По крайней мере некоторые части Писания кажутся действительно вечными и боговдохновленными, в то время как другие представляются более тесно переплетенными со своим временем и местной культурой. Каждому поколению христиан (и представителей других конфессий) предстоит спотыкаться за этих пассажах, помня, что, возможно, их "нежелательность" происходит из нашего непонимания того, что они на самом деле означают. Как и любой другой области человеческой деятельности, религиозной интерпретации должна быть предоставлена возможность самоанализа и коррекции по мере того, как мы все больше узнаем о себе и о мироздании.

Robert Asher, University of Cambridge. Перевод на русский язык Maleus temporum

 

Комментарии 

 
#1 Сергей 10.09.2012 15:22
Лично мое мнение: наука ни когда не противоречила самой религии, она путала планы религиозным неучам-фанатам которых хватает и в настоящее время
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Paleonews.ru

Maleus ВКонтакте