Понедельник, Февраля 06, 2012

Урок препаратора

Найти окаменелость означает сделать лишь первый шаг в познании доисторической жизни. Теперь древнее существо нужно освободить от вмещающей породы или, научно говоря, отпрепарировать.

В одной из предыдущих статей Maleus temporum рассказывал о работе торговца окаменелостями. Сегодня мы продолжим разговор с людьми, чья профессия связана с ископаемыми. О том, что такое препарирование фоссилий и как заниматься им правильно, нам рассказал Алексей Жарков, поработавший препаратором в московском Палеонтологическом музее.

Как становятся препараторами? Где можно выучится этой профессии? 
– Человек, собирающий беспозвоночные фоссилии – уже состоявшийся препаратор со своим индивидуальным опытом. Находка, промывка, очистка от вмещающей породы, закрепление пропитывающим составом и другие первоначальные навыки приобретаются на собственной практике. При обработке позвоночных фоссилий препаровка – это  начальный этап. За ним следует этап монтажа скелета на металлической конструкции. Этим занимаются специалисты Палеонтологического института. Там же идет профессиональное обучение от ученика до препаратора 5 разряда.

Препаровка и реставрация образцов – это ремесло или искусство? Чего в работе препаратора больше – творчества или умения?
– Скорее все же ремесло. Мы не творим, а всего-навсего открываем свет для скрытой породой окаменелости. Хотя конечно, можно и при этом вообразить себя эдаким Микеланджело. Но сама по себе препаровка занятие достаточно увлекательное и, я бы сказал, романтичное. Открытие в прямом смысле слова. Умение, переходящее в творчество, зависит от склада характера, от степени увлеченности палеонтологией. Искусством будет не работа препаратора как таковая, а скорее некий палеоарт!

– Какие интересные случаи были в вашей препараторской практике?
– Не скажу, что они происходили  сплошь и рядом, но потенциально всегда есть шанс встретить любопытный экземпляр. Вот, например, при препарировании девонского диптера (двоякодышащей рыбы) из известняков Ленинградской области за беспорядочной россыпью чешуи показалось тело рыбы с плавниками, а из под него "выглянуло" тельце второй рыбки. Сюрприз! Кстати, этот образец  до препаровки сфотографирован в книге "Живое прошлое земли" Ивахненко и Корабельникова, а после – лежит на витрине в московском палеонтологическом музее. Желающие могут сравнить их между собой.

Препаратору-палеонтологу приходится пользоваться какими-то специальными инструментами или можно обойтись подручными средствами?
– Начинает препаратор с самых примитивных подручных  средств. Это иглы, зубильца, молотки. Нужно понять, чему может поддаться порода – механической либо химической препаровке. В некоторых случаях приходится использовать и специальные инструменты, такие как гравировальный станок, дрель,  пневмо- и электро-перфораторы.

Каким минимальным набором инструментов может обойтись начинающий препаратор - любитель палеонтологии? Ведь профессиональное оборудование стоит дорого, его так просто не купишь.
– Прежде всего это запас сапожных игл, закрепляемых в цанговом держателе. Зубильца круглого сечения с различными формами бойков. Разновесные молоточки, лучше, если они латунные либо медные, исключающие отскок от зубила. Все это легко можно найти в самых обычных местах – иглы в магазине, зубильца – на строительном рынке. Материалом для молоточков обеспечит пункт приема вторцветмета.
Иглы и зубильца, затупившиеся при работе, восстанавливаются заточкой на домашнем заточном станочке. На первое время все перечисленные инструменты могут быть в одном экземпляре. 

Какие советы можно дать любителю палеонтологии для оборудования дома рабочего места препаратора?
– Выбрать место и согласовать его с семьей, чтобы никто никому не мешал. Затем на письменный стол (либо на часть стола) кладем лист 10-миллиметровой фанеры, чтобы обезопасить столешницу от царапин). Закрепляем струбцинами фанеру, здесь же крепим тиски с наковальней, если есть - ручной заточной станок.
На стол водружаем препаровальную камеру, сделанную размерами примерно 50 х 50 х 50 см, которая защитит комнату от разлетающихся осколков породы и неизбежных при препарировании пыли и грязи. Помните - пыль при протирке  мебели приобретает абразивные свойства. Камеру легко сделать из картонной продуктовой коробки, удалив у нее переднюю стенку и прорезав в боковых стенках отверстия для рук.
Не забудем об освещении. Можно встроить небольшую лампу в препаровальную камеру, или просто воспользоваться налобным фонарем на светодиодах. Под образец подкладываем брезентовую подушку с  песком , либо закрепляем его в тисках, в зависимости от величины. Губки тисков стоит проложить деревянными полосками, чтобы не попортить образец.
Для грубого освобождения от лишней породы стоит прибегнуть к клещам, кусачкам, бокорезам разных калибров. В общих чертах все. Вы вольны эту картинку менять по собственному удобству и целесообразности, например, разместив препаровальную лабораторию в ванной комнате. Здесь есть очень большой плюс - вода в избытке, поэтому промывка образца в процессе препаровки не составит труда. Кроме того, в ванной легко справиться с вездесущей пылью. Минусы - это присутствие колких фаянсовых предметов и сырость, опасная при работе с электроприборами. 
Ну вот, пока и все. Собирайте как можно больше образцов, пусть даже это будут тривиальные обломки раковин в породе, куски мшанок и кораллов. Все они станут вашим материалом для камерально-препаровальной практики долгими зимними вечерами. И да сопутствуют вам удача и фарт!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

В контексте

Maleus ВКонтакте